За 2014—2015 годы ВВП Украины на душу населения в долларах США в текущих ценах снизился на 47% (данные Всемирного банка). Конечно, это связано с утратой российского рынка и производственных мощностей в зоне АТО. Отразилось на этом также снижение мировых цен на товары украинского экспорта. Но есть и мнение о провальной экономической политике и разрушительной политике Нацбанка Украины.
Последнее утверждение основывается, в частности, и на таком конкретном факте. В начале этого года рост международных сырьевых цен приостановил падение украинской экономики, что вызвало в стране необоснованную эйфорию. Но данные за июнь указывают, что падение отечественной промышленности возобновилось. И это неудивительно, потому что наша экономика на 95% зависима от цен на сырье — сталь, зерно, железную руду и т.п., а они после непродолжительного роста снова пошли вниз. По данным Всемирного банка, во втором квартале пшеница подешевела на 7%, а цены на железную руду, с $70 за тонну в апреле, в июне вернулись к уровню $55. Як следствие сохраняются значительные риски, что Украина в 2016 году не выполнит ни прогнозов МВФ по приросту ВВП на 1,5%, ни еще более скромных прогнозов Всемирного банка и Минэкономразвития Украины относительно 1% экономического роста.
Экономическая и монетарная власти консервируют экономическую депрессию и сохраняют за Украиной статус сырьевой колонии, критически зависимой от зарубежных кредитов. Эта проблема приобретает угрожающий для суверенитета Украины масштаб. И в ее решении вклад центробанка должен был бы быть таким же определяющим, как и правительственный.
Ответ, к сожалению, негативный. Можно констатировать, что НБУ под руководством Валерии Гонтаревой раздул в Украине системный банковский кризис, создавая новые дисбалансы и системные риски для экономики, уничтожая доверие общества и инвесторов к финансовой системе, а значит, и к национальной экономике и государству в целом.
Нацбанк ослабил украинскую промышленность и реальный сектор экономики, ухудшая их конкурентные позиции, сдерживая динамическое восстановление производства, его экспортный потенциал и «движение вверх» в цепях создания добавленной стоимости, блокируя возможности модернизации страны и формируя искусственную зависимость от паллиативной помощи МВФ. Из-за шокового обесценивания гривни, значительного скачка цен и потери части банковских вкладов в «зачищенных» НБУ банках население страны крайне обнищало.
Ошибочность и деструктивность политики НБУ, по нашему мнению, заключается в том, что вместо проведения скоординированных с правительством мероприятий, направленных на спасение вкладов населения и предпринимателей и сохранения доверия к национальной банковской системе, максимальной ориентации на потребности реального сектора экономики и возобновление его кредитования, а также создания условий для привлечения инвестиций и увеличения экспорта, центробанк прибегнул к непрозрачному и немотивированному «демонтажу» банковской системы (без надлежащей компенсации потерь вкладчиков), установлению искусственных регуляций, реализации политики «дорогих» для собственной экономики денег и увеличения зависимости от зарубежных кредитов.
В результате шокового обесценивания гривни с 8 до 25 грн/$1, на фоне значительной импортной зависимости (импорт товаров и услуг достигает 57% ВВП), в результате повышения коммунальных тарифов инфляция только в 2015 году достигла 48,7%. Цены на отдельные группы товаров возросли еще больше (лекарства — на 50%, хлеб — на 55%, рыба — на 60%, жилищно-коммунальные услуги — на 116%). При этом средняя номинальная заработная плата в 2015 году выросла по сравнению с 2014 годом всего на 20%, а средняя пенсия была повышена всего на 8%. Следовательно, средний месячный доход украинца (сумма, которая остается после налогообложения) в 2015 году составил 2600 гривен, или около $120. Поэтому часть сбережений в 2015 году сократилась до 0,4% (от расходов населения). То есть люди утратили способность откладывать часть доходов и вычерпывают ранее сформированные сбережения.
Допущенная Нацбанком девальвация гривни привела к трехкратному уменьшению покупательной способности гривневых вкладов населения (на конец 2015 года составляли 199 млрд грн) и предприятий (составляли 169 млрд грн) относительно импортной продукции. Кроме того, из-за «зачистки» почти 80 банков вкладчики, согласно данным Украинского кредитно-банковского союза (УКБС), потеряли около 60 миллиардов гривен на своих банковских счетах (напомню, Фондом гарантирования вкладов компенсируются только суммы до 200 тысяч гривен).
В свою очередь это создало существенную дополнительную нагрузку на государственный бюджет. Так, по информации УКБС, в начале этого года на счетах физических лиц в банках, которые были признаны неплатежеспособными, находилось свыше 128 миллиардов гривен. Совокупные выплаты лицам-вкладчикам этих банков превысили 63 миллиарда, из которых 78% (почти 50 млрд грн) профинансировано за счет госбюджета и только пятая часть (13,5 млрд грн) — за счет средств Фонда гарантирования вкладов.
Предприятия реального сектора экономики, по оценкам УКБС и Украинского общества финансовых аналитиков (УТФА), потеряли в обанкротившихся банках около 80 миллиардов гривен оборотных средств. А это 25% всех средств предприятий, размещенных в банковской системе на начало 2016 года. Часть этих средств условно «заморожена», но из-за сложностей в роботе ФГВФЛ они никогда не будут выплачены. Вывод такой значительной ликвидационной массы на рынок в нынешних сложных экономических условиях приведет к последующему удешевлению этих активов и проблемам с их реализацией. Поэтому деятельность ФГВФЛ сейчас больше напоминает схему по перераспределению привлекательных активов, которые находятся в залоге ликвидированных банков, чем механизм реальной защиты интересов вкладчиков. Отмечаю: потерянные в банках средства предприятий — это часть оборотных средств, которыми они финансировали свою деятельность, а иногда и инвестиционные ресурсы. Их недостаток ведет к сокращению производства и даже банкротству многих предприятий.
Трехкратное обесценивание доходов граждан в эквиваленте твердых валют, а значит и соответствующее подорожание импортных товаров, двукратное отставание темпов роста номинальных доходов населения от роста цен, почти нулевой уровень сбережений населения и потеря части средств вкладчиков в почти 80 «зачищенных» НБУ банках — это сокрушительный удар по покупательной возможности домохозяйств. А именно она является главным двигателем экономики, который формирует почти 70% ВВП Украины. Возможно ли в таких условиях и при такой политике восстановление экономического роста?
В результате массовой «зачистки» банков, искажения конкуренции, усиления административного давления, избыточной регуляции, а главное — при отсутствии анализа последствий таких действий и их влияния на социально-экономическое развитие нашей страны увеличилась зависимость от банков с зарубежным капиталом и самого крупного банка страны — Приватбанка. В первой половине этого года Нацбанк пытался искусственно ускорить график докапитализации небольших банков, необоснованно повышая минимальный размер регулятивного капитала. Впрочем, после того как по инициативе Радикальной партии был зарегистрирован законопроект №4230 касающийся ограничения полномочий регулятора по ускорению докапитализации, НБУ фактически вернулся к старому графику докапитализации. Иначе уже с января 2017 года каждый банк должен был бы иметь минимальный регулятивный капитал в сумме 300 миллионов гривен, то есть более 10 миллионов евро, что вдвое выше аналогичных требований ЕС. И это притом, что удельный масштаб европейской экономики (реальный ВВП на душу населения) почти в 5 раз больше, чем в Украине!
С начала 2014 года до июля нынешнего года количество действующих банков в Украине уменьшились со 180 до 102, а размер их активов, при галопирующей инфляции, сократился на 1,38% в номинальном измерении. Это свидетельствует о катастрофическом падении роли банковской системы в экономике. Зато доля иностранного капитала в капитале банков выросла до рекордных 54,7%. Это позволяет говорить о масштабном «демонтаже» банковской системы, причем преимущественно национального ее сегмента, а также о содействии ее искусственной монополизации.
Из-за дороговизны кредитов в Украине происходит катастрофическое падение кредитования реального сектора экономики. Если в 2009 году соотношение предоставленных кредитов к ВВП составляло 84%, то в 2015 году — всего 49%, а по работающим кредитам — вообще 38%. В рейтинге Всемирного банка по уровню кредитной ставки Украина по итогам 2015 года заняла позорное седьмое место после Мадагаскара (60%); Бразилии (44%), Таджикистана (25,8%), Аргентины (24,9%), Киргизии (24,2%) и Уганды (22,6%) и опередила такую страну, как Гондурас — 20,7%. Понятно, что такие проценты «замораживают» экономику и делают невозможным жизненно необходимые Украине реиндустриализацию и экспортную экспансию.
Внедрение дискриминационного пенсионного сбора и «паспортизации» операций по покупке валюты, драконовские требования обязательной продажи валютной выручки привели к усилению тенизации валютных операций. По оценкам УКБС, доля теневого валютного рынка достигла у нас 50%. Это создает дополнительное девальвационное давление на гривню и усложняет механизм функционирования официального валютного рынка в стране. Граждане чувствуют себя незащищенными, банки теряют конкурентоспособность. А теневые дельцы — «валютные менялы» процветают, криминогенная ситуация ухудшается.
Сегодня НБУ реализует тактику постепенного смягчения валютной регуляции. Но пока эта неповоротливая черепаха ползет, «черный рынок» процветает. Кстати, в парламент внесены два законопроекта, призванных радикально исправить ситуацию, — №4741 по отмене пенсионного сбора и паспортизации при покупке валюты и №4866 по ограничению верхнего предела обязательной продажи выручки резидентов. Продолжение следует
Віктор Галасюк,
Народний депутат України,
Лідер фракції Радикальної партії